yar46 (yar46) wrote,
yar46
yar46

Categories:

Русская тройка.

Наша история состоит из мифов. Это давно известно, но, как и встарь, так и ныне споры ведутся на разных уровнях. Смысл споров как в известной фразе литературного героя Дюма: «Я дерусь, потому что дерусь».
Есть ещё одна сторона споров – практическое незнание народного языка и бытового уклада, что формирует ошибочные представления и странные шоу.
Показательно открытие зимней олимпиады в Сочи 2014 году. Художники создали в пространстве красочное световое зрелище - бег тройки. Но видать клип делали, не заглянув в прошлое. Три лошади лазерной картины машут рысью. Для русской Тройки это нехарактерно. Только центровой бежит рысью! А пристяжные всегда - галопом!
Фрагмент с картины художника Самокиш Н.С. "Тройка на разгоне"
Источник картины
Русская Тройка не экзотика и не прихоть олигархов, а необходимость в доставке государевой почты. Ещё не было электричества, телеграфа и телефона, а для управления обширными территориями предки создали систему почтовой эстафеты – ямская гоньба.
Тройка как изобретение не имеет аналогов ни в одной стране мира. Иностранец, впервые увидевший русскую тройку, буквально замирал в изумлении. И было от чего! На его родине не существовало упряжки, равной по быстроте и красоте русской тройки.
Рекордная, по меркам лошадиной упряжки, скорость, 45-50 км/ч, достигалась за счет своеобразного сочетания аллюров лошадей. Центральная лошадь, называемая «коренник», пускается возницей быстрой рысью, а лошади пристегнутые «пристяжные» направляются галопом и как бы «несут» на себе коренника. При такой разноаллюрной езде лошади медленнее устают и могут долгое время поддерживать высокую скорость. Непросто управлять такой упряжкой.
Обычно на роль коренника выбирается рослый и мощный рысак (потому и рысак, что ему скакать рысью), а пристяжные более мелкие и легкие лошади для скачки галопом.
Родилась тройка как потребность системы государственной почты времен союза Золотой Орды и Руси, и просуществовала с XIII по XIX век. Сегодня эти упряжки развлекают народ, а, семь веков назад, тройка несла почтовую эстафету и преодолевала в сутки до 200, а при необходимости и целых 300 верст. Заметьте, ещё не было автомобилей и железных дорог. Для сравнения на цивилизованном Западе почтовый экипаж мог проехать в сутки не более 60 верст. Время безостановочного пути тройки определялось только усталостью возницы. Уставших лошадей на ямских станциях всегда поджидала свежая смена.  Государство контролировало ямские станции, содержало летние дороги и паромные переправы. А ныне «освободившись от ига» и перейдя на западные «достижения» на русских просторах мы имеем повсеместные пробки и проблемы с дорогами.
Только один этот факт показывает, что разговоры про вековую отсталость Востока очевидно лукавы.
Ямщик.
Раз были упряжки, были и те, кто ими управлял. Это отнюдь не водители кобыл, как нам подсказывают. Для управления тройками требуется особая сноровка.
Лихие возницы-ямщики поначалу назывались охотниками. Это была престижная служба, за которую жаловали деньги (от того и жалование) и на неё шли охотой (оттого и охотники).
Ямская гоньба существовала в центральной и северной части лесистой Русской равнины. Ямщики-охотники частенько встречались на лесных дорогах с волчьими стаями. Понятие охотник по этой причине отождествлялось с понятием борца с волками. Может, от того в XV веке и возникло слово охотник связанное уже с промыслом зверей.
Согласно «Толковому словарю» В.И. Даля слово охотник в старину имело основное значение «любитель, наклонность к чему-то, любовь, страсть». Кроме того, охотниками называли «идущих на что-то добровольно».
В XV-XVI веках на Руси начали формироваться фамилии как наследуемые семейные именования. Так потомки человека, которого в прошлом по какой-то причине прозвали Охотник, стали Охотниковыми.
Фамилия Охотников фиксируется с ХVI века, например, в архивных документах упомянуты московский боярин Яков Федоров сын Охотников (1566), новгородский торговый человек Истома Охотников (1613)…

Современные экипажи с моторными мощностями в десятки лошадиных сил не могут переплюнуть престиж Русской тройки, которая в состоянии преодолеть дорожные проблемы современной цивилизации. А у неё всего-то три лошадиные силы. Сколько создано прекрасных картин с русскими тройками. Сколько кафе и ресторанов названы Русской тройкой, а есть ли что-то подобное для автомобилей?
Символ Руси не водка из самовара, а Русская тройка, мчащаяся через лес, в котором медведь хозяин.
Тройка символ не только России, но и самой Европы. Начиная со Средневековья движение задает коренник – Россия, а пристяжные хоть и иным ходом и мордами в сторону, а идут по одному с коренником направлению. Иное движение в общей упряжке невозможно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments