yar46 (yar46) wrote,
yar46
yar46

Categories:

Кратко о памяти Кирилла и Мефодия.

Получив 869 году рукоположение в архиепископа Моравии и Паннонии после смерти брата, Мефодий развивает бурную деятельность: рукоположены в священнический сан около 200 славян, крещены многие западные славяне.
Активное действие рождает не менее активное противодействие со стороны германских священников, не желающих отпускать каноническую территорию. Мефодий, несмотря на свой сан архиепископа, оказывается в тюрьме. Через два года о том узнает папа Иоанн VIII и пишет германским епископам укоряющие письма. Мефодия отпускают.
Почему папа озаботился судьбой Мефодия? Можно предположить два момента: первый, потому что Мефодий архиепископ и рукоположен самим папой и это уже вопрос престижа Церкви, и второе – предположительно существовала некая договоренность между папой Адрианом II, папой Иоанном VIII и братьями в отношении просвещения славян и их посвящения папскому Престолу. Об этом свидетельствуют жития, повествующие о поведении Мефодия во время суда над ним. [51]
«Мефодию задали вопрос:
- Зачем ты учишь в нашей области?
- Если бы я знал, - отвечал на это святой Мефодий, - что это ваша область, то я не учил бы здесь, но эта область принадлежит святому апостолу Петру. Если же вы ради ссоры и лихоимства будете поступать не по правилам, возбраняя проповедовать учение Божие, берегитесь, чтобы, когда будете пробивать железную гору головною костью, не проломить свою голову».
Иными словами Мефодий считает, что эта земля принадлежит Римской церкви. Ватикан считает апостола Петра первым папой. Характерна и другая фраза.
В ответ на замечание, что Мефодий во время допроса вспотел, как бы находясь около горячей печи, вновь последовал дерзкий ответ:
- Да, владыко, - отвечал Мефодий. - Однажды встретили вспотевшего философа и спросили его: «Отчего ты вспотел? С грубою челядью спорил», - отвечал философ.
Предположительно тут замешана папская политика по отношению к славянам, о чем известно Мефодию и Ватикану, но во что не посвящены германские священники.
Вот доказательства, что братья просвещая западных славян, служили под властью Ватикана.
В житиях [104] читаем обращение мораван к папе:
«Поняли моравляне, что немецкие священники, которые живут у них, враги славян и стараются предать их немцам. Они изгнали их, а к папе послали следующую просьбу: «Как прежде наши отцы приняли крещение от святого Петра, так и теперь пришли нам архиепископа и учителя Мефодия».
Там же встречаем такие записи, относящиеся к папе Иоанну VIII:
«Брат наш, Мефодий, правоверен и совершает апостольское служение. Ему от апостольского престола подчинены все славянские страны, и кого он проклянет, тот проклят, а кого освятит, тот будет свят». После этого все враги Мефодия разошлись со стыдом. Злоба же врагов святого Мефодия этим не окончилась. Желая досадить святому, они говорили, что греческий царь на него гневается, и если бы Мефодий был под его властью, то ему не быть бы живым».
Приведенные цитаты прямо указывают, что братья старались для Рима, а не для Константинополя.
Память о Кирилле и Мефодии.
Далее события покатились под горку.
После кончины обоих братьях о них попросту забыли. Это сегодня им приписывается многое величие. А до 19-го века ни православие, ни католицизм о братьях особо не поминали. Сегодняшняя память возрожденная. Ныне во многих российских городах установлены памятники Кириллу и Мефодию, но биография их туманна. Одно ясно миссионерами у западных славян  братья работали по благословению пап Адриана II и Иоанна VIII.
Характерно, что последующие папы предали братьев забвению, объявив труды солунских братьев еретическими. К сегодняшнему признанию путь был долгий.
Потрудились братья на ниве просвещения, и отошли в мир иной. На престол вступил папа Стефан V – открытый противник славянского богослужения. На учеников Мефодия начинаются гонения. Сочинения и переводы Константина и Мефодия уничтожены. До наших дней их произведения не сохранились. В 890 году папа Стефан VI предал славянские книги и славянское богослужение анафеме. Папа Александр II (1061–1073) назвал Мефодия еретиком.
Слово - инструмент, за него идет яростная борьба в стремлении к монопольному владению. Славянские страны в этом процессе конкуренты Западу, а потому славян задвигают. Но сами славянские народы с этим не согласны.
В Болгарии в конце IX – начале Х века, во время правления царя Симеона в Преславе появляется новая система письма. Именно эта система получит название кириллицы, какой будет записана церковно-славянская литература. На протяжении X –XI веков кириллица (не путать с кириловицей, которая суть глаголица) распространяется на территории Сербии и юга Древнего Русского государства. Появляется «Похвала русскому языку» в рукописях 12-го века. Далее память о Солунских братьях иссякает, уходит в прошлое глаголица, сохраняясь лишь у хорватов… .  Но что примечательно; вторая Азбука, а точнее первая продолжает жить. А сама ли по себе? Такое возможно только в одном случае. Азбука уже существовала до её так сказать изобретения.
Ранее мы обращались к анализу знаков глаголицы. Из анализа следует, что глаголица вторична и повторяет идеи, заложенные в Азбуке, но уже в упрощенном виде.[66]
К XIX веку в Европе меняется территориально-политическая ситуация.
Середина XIX века. Отношение обеих ветвей христианской церкви к почитанию Кирилла и Мефодия меняется. Забыто объявление трудов братьев еритическими. Начинается борьба за каноническое и прочее влияние на т.н. славянские страны, во что превратился славянский мир разорванный «просвещением». Спустя десять веков после кончины братьев появляются иконы современного письма, на которых в руках братьев изображены тексты с буквами… нынешней кириллицы. Священство стало вмешиваться в вопросы политики, положив глаз на славянские страны в попытке возглавить рост славянского самосознания.
О святых братьях вспомнили хорватский епископ из города Дяковар Иосиф Штроссмаер и папа Лев XIII. Торжественное празднование памяти Кирилла и Мефодия установлено в 1863 году и в Русской Православной Церкви.
С конца XIX века почитание Кирилла и Мефодия широко распространяется в странах, которые были связаны с их деятельностью (Чехия, Словакия, Польша, Хорватия). Самые пышные торжества ежегодно проходят в городе Велеград в Моравии, где находится могила св. Мефодия, ставшая святыней для паломников и верующих. Кирилл тихо почивает в Риме в церкви святого Климента, чьи мощи он по преданию принес из Крыма в Рим.
Почитание славянской, т.е. церковно-славянской письменности становится составной частью международной политики с идеей по «освобождению братьев-славян», что в конечном итоге превращается в «казус белли», т.е. к формальному поводу для объявления войн.
В настоящее время торжества, посвященные просвещению славян, стали интернациональными и государственными праздниками во многих странах, включая современную Россию. В 1991 году этот день стал государственным праздником. Современное празднование началось у нас с Мурманска, далее Вологда, Новгород, Киев, Минск, Смоленск и наконец Москва, ну а далее везде.
В энциклике Slauorum Apostoli (2 июня 1985 г.) Иоанн Павел II назвал святых Кирилла и Мефодия «мостом между Востоком и Западом. И по сей день, они являются примером … разрушающим границы, усмиряющим ненависть, а людей различных рас и культур объединяющим в любви Христа».
Красиво, но. В западных источниках существует иное предание с обретением в Крыму мощей св. Климента, и связано оно с посольством к Ярославу Мудрому за его дочкой будущей королевой Франции. Реймсская глосса[53] сообщает:
«В лето по воплощении Слова (то есть от Рождества Христова) 1049-е, когда Генрих, король французский, послал в Рабастию шалонского епископа Роже за дочерью короля той страны, по имени Анна, на которой он должен был жениться… Король Георгий Скав (Ярослав Мудрый) рассказывал шалонскому епископу, что в свое время он побывал там (в Херсонесе) и привез оттуда с собой главы святых Климента и Фива, ученика его, и положил их в городе Киеве».
Выходит, любитель книжной премудрости Ярослав не ведал об известной легенде, что мощи святого Климента Римского были обретены в том же Херсонесе святым Кириллом изобретателем славянского письма?
В Киеве в середине XI века не известно «Житие святого Константина-Кирилла», созданное в IX веке и принадлежащее к основным памятникам церковно-славянской литературы. Две версии взаимно исключают друг друга. Сколько же сказок о нашем просвещении вброшено в историю. И опять мы видим, что на фундаментах из мифов строительство дипломатических и религиозных мостов невозможно. Недавно мы стали свидетелями второй попытки восстановления духовного моста между двумя ветвями христианства.
Если смотреть на вещи реально…
В наше время День славянской письменности потерял первичный смысл.
После падения СССР получила поддержку властей славянофильская затея. В нынешние дни славянофильство не имеет перспектив. В России мы живем одной жизнью, а страны, которые вроде бы часть славянского мира: Польша, Болгария, Венгрия, Словакия, Словения, Чехия, Хорватия - члены НАТО. В этих странах происходят свои события. Поддерживаются санкции, направленные против единения славянских территорий. На Украине, словно на профсоюзном собрании выбрали собственного Патриарха, вопреки правилам Вселенской Церкви. Все это со славянофильскими идеями как-то не вяжется.
Следует помнить, что наша Россия светское государство, в котором традиционная религия не только Православие. Вольно или невольно, но, акцентируя на христианстве, такая политика как бы задевает и другие конфессии. А не лучше ли оставить «Богу Божье, а кесарю кесарево», тем более, что деятельность Кирилла и Мефодия не совсем однозначна с позиций современного мира. Современный мир это далеко не то прошлое, о каком рассказывают легенды. Именно религия стоит у истоков создания государственности, а следовательно имеет отношение к разделению народов, в том числе и по этому признаку.

Отмеченные источники:
51. Жизнь и труды преподобных отцов наших Мефодия и Константина, http://monar.ru/index.php?article=download/saints/May/11/life02&format=html&page=16
53. А Бычков, Киевская Русь которой не было, М., Олимп, 2005 г.,
http://coollib.com/b/106860/read
66. Navyserge, Глаголица. Развенчание мифа, http://navyserge.livejournal.com/46799.html с дополнением: http://navyserge.livejournal.com/46918.html
104. Святитель Димитрий Ростовский, Жития и труды преподобных отцов наших Мефодия и Константина, http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/414

в Список записей по теме: Просвещение славян
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments