yar46 (yar46) wrote,
yar46
yar46

Categories:

Символика Великого Александра и его Коня

Начало Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5
Знаки и символы правят миром
Конфуций

Животные в жизни древних людей занимали большое место. Это не только пища, одежда и помощь в труде мирном и ратном. Животные в верованиях прошлого связывали мир людей и мир богов. В религиозных представлениях эту связь обеспечивали как сами животные, так и язык символов.
Из уклада славян.
Известно, с каким мистическим благоговением относились славяне к коню. Даже слово его обозначающее взято из начального понятия славянского мировоззрения КОН. С конем связан обряд гадания белым конем в религиозном Центре острова Рюген. Конские черепа как обереги помещали над крышей дома, отчего верхняя деталь крыши получила название конёк. Не одно тысячелетие трудятся народные умельцы, создавая традиционные обереги и сувениры с образом коня. Имеет характерное название и скоростное развлечение коньки. В прошлом коньки украшались конскими головками.
В христианских летописях помянут конский череп в эпизоде со смертью Вещего Олега. Это результат борьбы христианства с языческими оберегами и авторитетом волхвов. О том известный поэтический образ Пушкина. А, в каком славянском доме у мальчишек не было игрушечного коня-качалки или коня на колесах. О той поре в  сказках рассказывают говорящие кони. Всё это показывает, насколько глубок старинный уклад, сохранившийся и после принятия христианства.
О лошадях в Библии.
Особое отношение к этому животному отмечено и в библейских источниках, что позволило коню как мистическому персонажу доскакать до наших дней через территории языческих религий.
Характерные штрихи.
Лошадь в библейских странах менее употребляется для работ, нежели вол или осел. (Исх. 14:9,23; Есф. 6:8; срав. Еккл. 10:7).
Египет с древних времен был известен своими лошадьми (Быт. 47:17; 50:9; Пес. П. 1:8).
Евреям было воспрещено покупать лошадей Египта и вообще иметь лошадей в большом количестве. (Втор. 17:16).
Лошадей врагов евреи должны были делать неспособными к работам и езде (И. Нав. 11:6; 2 Цар. 8:44; обличительная проповедь Ис. 31:1 и дал.).
Лошади посвящались Солнцу (4 Цар. 23:11).
Источник: Словарь библейских имен, 2014. http://bible_names.academic.ru/1301/Лошадь
Сколько библейских правил в отношении лошадей. А ведь это регламентировалось религией и происходило в течение немалого времени.
Мистическая связь животного мира с миром богов отмечена не только у славян и древних евреев, но и на Балканах в их дохристианской истории.
Начнем раскладывать факты по полочкам.
«Аполлон Григорьевич Кузьмин, описывая Южную Балтику и ободритов [обдоритов, прим. А.Ш.], несколько раз поминает историческую легенду:
«Антюрий поместил на носу корабля, на котором плыл, голову Буцефала, а на мачте - водрузил грифа».
Далее с этой легендой мы ещё не раз встретимся. Кто такой Антюрий, и какая идея им руководила?
Упомянутый Антюрий - это легендарный предок обдоритских князей, соратник самого Александра Македонского. Прибыв на Балтику - Антюрий поселился на её южном берегу. Спутники Антюрия, как гласит легенда, стали основателями обдоритских балтийских родов! Символика быка и грифа имела широкое распространение в Европе. Данное обстоятельство находит подтверждение у археологов и в сохранившихся за рубежом хрониках. Легенда основана на реальных событиях. Однако повествования о коне Александра требуют уточнения.

От оберегов к геральдике.
Европейская геральдика это продолжение обережной символики. С распространением христианства древние обереги получили вторую жизнь в виде гербов. Языческая символика, смешиваясь с символикой христианства, переселялась с украшений идолов и щитов воинов на доспехи рыцарей и щиты геральдические. Шел процесс взаимного влияния культур. Это страницы истории Запада.
Необходимо отметить, что папство не препятствовало такому процессу. Почему?
Римская Церковь для поднятия своего авторитета в конце XI века организовала первый крестовый поход с участием рыцарства. Безликость доспехов требовала знаков различия. Требовались знаки и для указания владельца собственности и принадлежности городов.
Так складывалась геральдика со своим изобразительным языком и условными знаками. Для гербовой символики использовались изображения уже существовавших оберегов, языческих богов, и конечно символы христианства.
У военных есть ритуал – отдание чести. Он родился в рыцарской среде как жест, которым рыцарь указывал на свой герб. Военная символика дополнилась государственной, потому что и государь и государство как собственники также нуждались в знаке обозначения этой собственности (государевой, государственной принадлежности).
В течение многих веков элита Запада, включая королей, была безграмотна, и для подписания документов использовались печати, заменившие рукописные «крестики». На Руси до крещения грамотность была распространена, но мода на печати просочилась через церковную переписку и международные контакты. Висячие и плоские печати демонстрировали знаки принадлежности грамот, и степень уважения того, кому грамота адресована.
Знаковая символика распространилась от знаков собственности тамга, ювелирных перстней с печатями, и монет с изображением правителей. Позднее к изображениям добавились и соответствующие надписи.
Слово геральдика heraldus обычно выводят от глашатая герольда, сообщавшего о смысле герба. Значение слова принято объяснять не с привычной латыни, а с немецкого языка Erbe - наследство. В восточнославянские страны (Беларусь, Украина, Россия) слово, скорее всего, пришло из польского языка (herb).
Но исток понятия более ранний. Достаточно прочесть слово оберег в обратную сторону. Такое прочтение и превращает слово ОБЕРЕГ в слово ГЕРБ с полугласными ерами, потерявшими голос: ГЕРЬБЪ, где Ь как Ер = Е, а Ъ = О. Перевод слова оберег с русского на русский через латынь (heraldus) смысла не имеет, зато раскрывает одну загадку. Мы видим, как древнее понятие превращается через латынь из оберега и герба в травяной хербарий. Особенности письма западной и восточных культур в известных понятиях и фамилиях чередуют буквы «Г» и «Х». Только один пример. Фамилия и имя известного у нас немецкого поэта Генрих Гейне в Германии пишется и произносится как Heine Heinrich (Хайне Хайнрих). У всех руководителей Третьего Рейха фамилии начинались с «h», а не как подавалось у нас с «Г». Тоже наблюдается и в топонимике. Государственные границы определили и соответствующую лингвистику.
Хербарий и Гербарий.
Если приглядеться к чередованию букв «Г» и «Х», то возникают любопытные параллели.
Гербарий (лат. herbárium, от herba — «трава») — коллекция засушенных растений. Первые гербарии появились в Европе в Италии и связано это с началом использования бумаги, на листах которой по определенным правилам раскладываются и крепятся высушенные растения.
Согласно справочникам гербарий (herbárium) в более широком смысле, — это здание, в котором хранится коллекция засушенных растений. Может это и натяжка, но возникает очень уж близкая ассоциация зданий гербариев с древними святилищами с идолами богов и предков как коллекции чего-то «засушенного». Попытка этимологии помогает связать слово herbárium из XVI века со старинным словом герб и древнерусским словом оберег. Для термина ботаников использовано старинное понятие. Такой вывод сделала и народная этимология. «У нас был начальник по фамилии Герб. Он набирал в управление своих родтвенников. Сотрудники эту команду называли гербарием».
На Западе обладатели герба это люди высшего света, которые имели соответствующие приставки к именам, связанные с гербом и имевшие смысл господин. Правда у немцев это слово начинается не с Г, а с Х. В России для благозвучая предпочитали вариант мое сердце, майн херц (Меншиков – мин херц). Кстати и сердце тоже имеет символическое изображение.
Символика Александра Македонского.
Многие древние императоры и завоеватели выбирали для меток на личных доспехах и оружии различные изображения. Например, символом Александра Македонского был морской конь. Чем объяснить такой выбор?
Ответ на вопрос содержит обширную информацию, основанную на древних легендах.
Тот же символ присутствовал на монете с изображением богини Афины чеканенной в Сиракузах (344 – 336 гг. до н.э.).
Царь Александр особо почитал Афину дочь Зевса как богиню организованной войны, потому и повторил на собственном шлеме изображение морского конька со шлема богини. На известных изображениях Афину часто изображали вместе с богиней победы Никой. Авторитет победительницы и привлек внимание нашего героя. Это было обычной практикой своего времени заключать договоры (Заветы) с богами, начиная с XVIII века до н.э. Не исключение и поздние времена. Греческая героическая литература полна иллюстраций договорных отношений между конкретным человеком и его божеством-покровителем. Такими парами являлись Одиссей и Афина, Анхис и Афродита…[127] Традиция повторена и в христианстве в виде небесного покровителя чьё имя получал христианин при крещении. Наш Александр живя до рождества Христова выбрал покровительницу по своим склонностям. А чем ответила Афина?
Боги честолюбивы. В обмен за благосклонность за защиту и помощь от человека по Завету требовалась преданность выбранному божеству, а ещё восхваление и возвеличивание небесного покровителя словами и пожертвованиями, т.е. все то, что позднее повторится в более поздних религиях. Отсюда и повторение символики своего кумира.
Чем заниматься всесильным богам? Они развлекали себя состязаниями. В одном из таких состязаний согласно легенде Афина победила старшего брата Зевса самого Посейдона, что вероятно и отмечает морской конек на её шлеме. Какая тут связь? Очень тесная. Символами Посейдона служат бык и конь.[4, с.264]
Замкнулся очередной круг легендарной символики. Антюрий, отправляясь в плавание, по легенде прикрепил к кораблю голову коня с бычьим именем Буцефал. Сделал он это осознанно. И бык и конь символы мощи Посейдона. Отправляясь в плавание этому богу надо демонстрировать почтение.
Если обратиться к символу быка и остатку от имени Буцефал, по-гречески Буцефалос, мы получаем откровенную и не замутненную трактовку клички коня – Бык и фаллос.
Другая неожиданность. Если известное Βουχέφαλος транскрибировать буквами славянской Азбуки, получим Букефал. Перед нами уже славянская традиция. Буки – защита, оберегами, она же вторая буква русской Азбуки. Тут мы видим древний контакт культур славян и балканских народов. Контакт с передачей символов и знаков письменности.
Теперь рассмотрим вторую часть клички жеребца. Φαλος – не как анатомический орган, а как символ. Символ чего? Не плодородия или похоти, а силы и власти. Недаром на древних наскальных рисунках мужчины высокого ранга изображались с более длинными фаллосами. Не лишним будет напомнить, что ранг Александра как императора был самым высоким, соответственным рангом наделялся и его конь.
В Православии известно имя Фал, что означает побег, а еще он же башня для защиты.
Известны культы, связанные с почитанием фаллоса. О том же говорит и Ветхий Завет (Быт.24:2-4,62-63). Речь о клятве Богу держа руку на половых органах как на самом святом месте.
«И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое и клянись мне Господом…».
Современные словари и переводчики стесняются говорить истину. А причина проста: церковнославянский язык и старославянский не тождественны. Традиции у народов разные, что и пришлось учитывать при создании для славян служебного церковного языка. Часть слов в русских текстах Библии оставлена без перевода.
Согласно древнему обычаю христианин во время клятвы руку должен не у сердца держать. От этой традиции родилась и  традиция современная, клясться в суде, держа руку на сакральных предметах – Библии, Уголовном кодексе и т.п. Также и послать к мистеру Иксу по началу служило напоминанием о данной клятве. Это вовсе не шутки, а серьезная древняя традиция.
Отсюда и смысл присутствия мистера Икса как символа власти в составе царского имени Александр, и не одной буквой, а целым буквенным именем. Такой культ известен и в древней Греции. Неудивительно, что с ним мог быть знаком и Александр, наделяя своего коня явно неслучайным именем. Именем, которое ради скромности сменили на Голову быка.
Источник: Сексологическая энциклопедия, http://dic.academic.ru/dic.nsf/seksolog/811
Ну, как, вы по-прежнему не видите второй смысл клички коня? Первый Бычья голова, а второй Защитник власти (Бука и фаллос)?
Теперь об Афине.
Как любой представитель Олимпа Афина не терпела обид. Вызвавшая её на соревнование ткачиха Арахна была наказана за гордыню и неуважение богов. Афина превратила Арахну в паука, который всю свою жизнь тем и занимается, что ткет паутину.
Другая обида Афины из-за яблока раздора привела к падению Трои, в чём Афина приняла мстительное участие. Парис, назначенный богами судьёй, присудил Афродите яблоко с надписью «Прекраснейшей» за обещание любви прекрасной женщины. Сама Афина предлагала воинские победы. По другой легенде матери Париса еще до его рождения приснился сон с предсказанием падения Трои по вине её ребенка. По этой причине Парис после рождения был отнесен в рощу, где его нашел и воспитал пастух. Охраняя стада приемного отца, Парис и получил прозвище защитника стад. Такова греческая легенда происхождения имени – Александр, на что и опираются современные этимологи, используя греческие слова. Если учесть существующие гипотезы что троянцы славяне, то исток имени негреческий, а легенда о Парисе всего лишь красивая легенда.
Тем, кто чтил Афину, она оказывала помощь. За проявленное уважение богиня подарила Персею меч и зеркальный щит, с помощью которого Персей победил Медузу - Горгону. Персей подарил Афине голову Медузы, которую она укрепила на своем щите - эгиде. В древних легендах победы отмечались наградами, представлявшими собой конкретные символы. Главные награды, разумеется, получали главные герои, но чаще ими оказывались сами боги.
Неслучайно Александр Македонский, образованный для своего времени человек, учитывая печальный опыт Париса (первого по греческой легенде Александра), выбрал себе покровительницей богиню воительницу.
Жизнь правителей сопровождала символика, в которую безоговорочно верили. Эта вера нашла отражение в сюжетах художников и скульпторов.
Биография Александра Македонского вдохновила великого Рембранта на картину «Афина Паллада и Александр Великий». Характерно, что использование языческих по своей сути сюжетов во времена христианского Средневековья не преследовалось в отличие от безоговорочных гонений Церкви на культуру Руси, объявляя наше прошлое дикостью. Политика неприятия Западом культурных славянских ценностей продолжается и поныне. Сегодня откровенной борьбы с древней русской культурой Православная Церковь не ведет, будучи занятой своим возрождением после падения СССР. Что будет дальше, покажет время. Круги истории, однако.

Герб Бычья голова и Мекленбург.
Как видим, во времена Македонского кони в верованиях европейцев занимали особое место. И тут не стоит зацикливаться только на одном прозвище любимого коня Буцефала. Хотя с этим конем связано много исторических событий.
Историки связали легенду об Антюрии с реальным городом, а прозвище коня Александра приняли греческим переводом Βουχέφαλος как Бычьеголовый.
Александр Македонский жил в 4 веке до н.э. Мекленбург обзавелся гербом в виде бычьей головы в начале XIII века. Это произошло когда последнего обдоритского князя города Прибыслава II (правил до 1178 года) сменили герцоги. Именно в это время у городов Западной Европы возникают гербы-обереги.
Разница во времени между жизнью Александра Македонского и процессом становления геральдики в Европе составляет почти полторы тысячи лет. Этот период отмечен реальными предметами, топонимами и документами со следами символики. Видна древность истоков культуры, не ограниченная VI веком, рубежом возникновения славян как бы из пустоты и дикости.
В силу известных причин по затиранию русской письменности записи о далеком прошлом доходят до нас греческими и латинскими письменами, рожденными из письма пеласгов.
Закончилась эпоха Александра Македонского. С III века до н.э. началась колонизация территорий окружавших Древнюю Грецию, объединенную Великим Александром.
Формируется военно-политическое образование Римская империя, которая во многом повторится историческим аналогом Русь – Золотая орда. И в Римской империи и в т.н. Улусе Джучиевом имело место сохранение соседствовавших культурных традиций, включая национальные особенности, элиту, верования и язык. Вот о древних традициях мы и поведем рассказ далее.
Что касается Буцефала, голову которого сподвижник Александра Антюрий водрузил на носу корабля - то в легенде ясно сказано, что на носу корабля водрузили не быка, а голову коня.
Прочтение легенды связало имя коня Александра с гербом Мекленбурга. Бычья голова, распространённый символ Мекленбурга  и городов этой Земли (региона). Однако имя коня и герб города понятия хоть и связанные, но истории у них разные.
Александр ездил не на быке, а на коне. Только сам Посейдон разъезжал в колеснице, запряженной жеребцами, а иногда и быком.
Символ «бычья голова» много старше легендарного жеребца, ибо имеет своим началом Древний Восток как Ближний, так и Азиатский. Мифы с образом быка распространены по всему свету, попали они и в Грецию, и на южную Балтику:
http://www.symbolarium.ru/index.php/Бык
На языке символов бычья голова и конь представляли связь с высшими силами. У каждого символа свое назначение и соответственно свои легенды.
Продолжение следует.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments