yar46 (yar46) wrote,
yar46
yar46

Categories:

Мифы о Киевской Руси. (Продолжение)

Продолжение серии статей: «Русь. Переосмысление мифов».
Мифы о «Киевской Руси» Начало

Как отмечено выше: «Киевская Русь не первичное государство Руси. Она родилась на бумаге в середине XIX века и продолжает существовать как плод идеологии и политики. Удивительно, но у этого плода много приверженцев даже в современной России.
Рассмотрим аргументы, на которые опираются сторонники существования Киевской Руси.
Разделим их доводы условно на три группы:
   - Монеты князя Владимира;
   - Титул верховного христианского священника на Руси. До введения Патриаршества в XVI веке таковым являлся митрополит;
   - Легенда об основании города Киева тремя братьями и сестрой.
Фантазии потомков пастухов динозавров, по понятным причинам, рассматривать не станем.
Начнем с денег Владимира.
На найденных монетах, приписываемых князю-крестителю Владимиру, присутствуют надписи: Владимир, а се его злато, Владимир, а се его серебро. Место чеканки не указано. Легенда монет не поминает ни Киев, ни Киевскую Русь. С монетами всё очевидно.
Переходим к титулам митрополитов.
Современные источники упорно сообщают о некой киевской митрополии, якобы существовавшей тысячу лет назад. О чем это они?
На печатях митрополитов и епископов упоминание о Киеве отсутствует. На печатях священников присутствуют стандартные фразы-молитвы со словами «Боже помоги имярек митрополиту Росии». Обращаемся к перечню митрополитов и читаем тексты на сохранившихся вислых свинцовых печатях.
Второй митрополит. Греческая надпись на свинцовой печати сообщает: «Иоанн митрополит Росии». Период пребывания на русской кафедре 1018—030 гг.
Третьему пастырю Руси принадлежала свинцовая печать «Господи, помоги Феопемпту, митрополиту Росии», 1035—1040 гг.
Митрополит Георгий. Правление 1065 — 1076 гг. Ему принадлежат три известные греческие печати «Господи, помоги Георгию, митрополиту Росии».
Надписи на первых печатях митрополитов сообщают только о Росии безо всяких «Всея Руси», Киева, Украины и т.п.
Географическая привязка к Киеву отсутствует и на печатях епископов.
Если судить по начальной митрополии Церкви на русской земле, то Россия в понимании Византии — это четыре епископии: Белгородская, Новгородская, Черниговская и Полоцкая. На документах и печатях епископов не было записей ни о «Всея Руси», ни о киевской епископии, ни — тем более! — киевской митрополии. Сам митрополит, видимо, пребывал в одной из епископий, но уж никак не в киевской пещере будущей Лавры. Напомню, что по преданию сама Киевская лавра началась от первой пещеры, вырытой только в 1051 году. От этой даты принято отсчитывать монастырь и будущую Киево-Печерскую лавру.
Кроме печатей сохранились и другие исторические документы.
Существует византийский «Перечень митрополий», регулярно обновлявшийся на протяжении многих веков. В списке кафедр от 902 года ни Руси, ни Росии ещё нет. Нет ни слова и про Киевскую Русь, которую византийские источники не поминают ни разу, поскольку С.М. Соловьев, как автор термина, на тот момент ещё не родился.
И вот свершилось. В редакциях Перечня митрополий конца XI века на 60-м месте помянута митрополичья кафедра «Росии». Заметьте, не Киева и не Руси!
Реконструкции, выполненные по косвенным данным, указывают на учреждение Русской митрополии до 997 года. Иначе говоря, к концу X века создается одна митрополия на всю Русь от Днепра до Ладоги, и от Смоленска до Владимира Суздальского.
Источник: Православная энциклопедия, Глава первая, «Проблема первоначальной церковной организации на Руси», http://www.sedmitza.ru/lib/text/438144/
Следует заметить, что Митрополия не государство, это каноническая территория христианских священников и миссионеров. Современная попытка замены явно неудачного термина «Киевская Русь» на термин «Древнерусское государство» также неудачна. В обновленном термине смешаны понятия канонических церковных территорий и государственных границ. В жизни эти понятия не совпадают. Данное обстоятельство наглядно демонстрирует документально зафиксированный титул первого Патриарха России (1589 г.): Архиепископ Московский и Патриарх всех северных стран. Как следует из патриаршего титула, иерарху в церковное окормление назначено сразу несколько стран.
О Патриаршестве на Руси и первом титуле главного русского священника существуют грамоты, подписанные Вселенскими патриархами. Грамоты хранятся в резиденции Московского Патриарха. Их можно увидеть и в интернете.
В той же традиции и исторический титул предстоятеля Антиохийской церкви: Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии, Сирии, Киликии, Месопотамии и всего Востока.
Согласно догматов Церкви пограничный столб не может ограничить Божественный промысел как в прямом, так и в переносном смысле. Правитель допускающий религию до общественного сознания это прекрасно понимает. Понимает и самопровозглашенный патриарх Украины Филарет, поминая своим титулом притязания на территории за пределами Украины: Патриарх Киевский и всея Руси-Украины. Вот и выходит, что границы религий и государств не одно есть!
Только в XV веке история Церкви отмечает первого Митрополита Киевского и то западного. Тому способствовало стремление Церкви Запада на восточные земли. В 1458 г. произошло разделение русской Церкви на западную и восточную части. Западные митрополиты стали именоваться «митрополит Литовский и всея Руси» (Григорий в 1470). В 1498 г. очередной западный митрополит получил титул «митрополит Киевский и всея Руси» (Иосиф), тогда как восточные стали митрополитами «Московскими и всея Русии». Создались две параллельные иерархии, из которых каждая притязала на «всея Руси».
Смешение территориальных притязаний двух Церквей подробно показано в работе А.В. Соловьева «Великая, Малая и Белая Русь», Вопросы истории, №7, 1947, http://goo.gl/UIMQby.
Ещё раз обращаю внимание, что даже в XV веке понятие Киевская Русь не существовало. С XV века Запад претендует на Киев и «Всея Русь». Длугош и Меховский обосновывали католические претензии на восточные территории Европы не случайно. Это неизменная политика Запада, которой противостояла и противостоит Русская Церковь, не признавая унии (канонического единения) с западной Церковью.
Как видим, понятие Киевская Русь чуждо нашей истории, поскольку им продвигается западный геополитический заказ, рано как и норманнская теория, о чем разговор впереди.

Справка: Хронологический список патриархов Русской Православной Церкви, https://azbyka.ru/shemy/patriarhi.shtml
Продолжение следует (см. журнал http://yar46.livejournal.com ).
Tags: Киевская Русь, Русь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments