yar46 (yar46) wrote,
yar46
yar46

Москва и Moscow.

Москва и Moscow.
Москва – мой родной город, и думал, основные вехи его истории давно мне известны. Но оказывается, что многое в привычных переулках открывается только теперь.
Москва это, прежде всего история вятичей из раннего средневековья, а не Юрия Долгорукова 1147 года. Первоначальные века Москвы прошли мимо древних летописцев занятых сочинением историй для Киева, Новгорода и династии Рюриковичей. Попробую восполнить такое невнимание, ибо история происходила везде, а не только на пути «Из варяг в греки».
Постановка задачи.
В детстве моё поколение зачитывалось Приключениями Тома Сойера из американского Санкт-Петербурга. В дальнейшем я узнал, что в США существует несколько городов именуемых «Москва»: в штатах Айдахо, Канзас, Теннесси и др. Сегодня это знают даже дети и почти все.
Любопытный перевод с английского сообщил мне оксфордский словарь общей лексики:
«Столица России Москва (Moscow), расположена на реке Moskva в центре обширной равнины Европейской России; население по состоянию на 2008 год - 10,470,300 человек.  Москва стала русской столицей когда Иван Страшный в 16-м столетии стал первым царём России (вообще-то «Всея Руси», прим А.Ш.). Питер Большой в 1712 году переместил столицу, в Санкт-Петербург. После того, как была сделана Большевистская Революция в 1917 году, Москва снова становится столицей уже нового государства Советский Союз».
Не будем так уж строги к Западу, и отнесём непривычные слова на издержки программы-переводчика.
Но есть и вопрос. Как в английский язык вместо привычного топонима Москва (Moskva) попал Moscow (Москов)?
Здесь не только алфавит иной даже на латинице Moscow и Moskva не одно и тоже. Во многих источниках встречаешь Московия, московиты. Основа москов, а вовсе не привычная сегодня москва.
Словечко «москов» в старину имело широкое хождение.
Историко-археологические исследования в Новгороде свидетельствуют о том, что местные жители еще в XI в. применяли в своем обиходе слюду. Применялась она вместо стекла. Русскую слюду, появившуюся на мировом рынке, называли московским стеклом или московитом, а в последствии - мусковит.
Прямо чудеса. Ещё не построен Новгород на Волхове, только в конце XI века предстоит родился Юрию Долгорукому, Москва не основана, а московит да ещё русский, да на мировом рынке уже есть. Этот товар пользуется популярностью за рубежом и конечно на Руси. В 1667 г. царь Алексей Михайлович приказал искать слюду и хотел этот промысел сделать монополией правительства.
Петр Первый проявлял значительный интерес к развитию слюдяного промысла в Сибири. Так, в 1701 г. Петр велит: «Сыскать слюду, наломать ее, для образца прислать к Москве в Сибирский приказ, стараться продавать в Китай».
По данным И.И. Гинзбурга, с 1705 по 1710 г. средняя добыча слюды составляла 716 пудов в год. http://www.sludairk.ru/o_slude/prom/ Подробно о слюде можно прочитать в Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/95036/Слюды
Новый подъем слюдяной промышленности относится к периоду развития электропромышленности, когда слюду стали использовать в качестве изоляционного материала, диэлектрика, а также в установочных радиодеталях.
А «московитом» слюда стала называться от первого известного на Руси слюдяного рудника, располагавшегося в Подмосковьи и работавшего ещё в прошлом веке. Сегодня здесь расположено сельское поселение Атепцево Наро-фоминского района Московской области.
Как видите слова с основой «москов» не случайная ошибка программы переводчика, они имеют конкретную историю.
Когда возник топоним Москов, от которого начались Московия, московиты и сорт слюды?
Обратимся к архивам.
Дата основания города.
4 апреля 1147 г. - общепринятая дата первого упоминания Москвы в христианских летописях. Впервые запись этой даты обнаружил ещё Н.М. Карамзин в летописном своде XV века в Ипатьевском монастыре что в Костроме (http://alexandr-acov.livejournal.com/11789.html):
«В 1147 году. Пошел Юрий воевать Новгородскую волость… и захватил голядь вверх по Протве; и дружина Святослава набрала там пленных. И прислал к нему Юрий со словами: «Приди ко мне, брат, в Москву». Святослав поехал к нему с сыном своим Олегом и с небольшою дружиной… А Олег поехал вперед к Юрию и подарил ему барса. Вслед за ним приехал его отец Святослав, и они сердечно встретились с поцелуями в пятницу, в день похвалы святой Богородицы (4 апреля), и были веселы. На другой день повелел Юрий устроить обед силен и оказал князьям великую честь…».
Это перевод Д.С. Лихачева. Фамилия уважаемая, однако, оригинал летописного текста выглядит чуточку иначе:

Источник: http://krotov.info/acts/12/pvl/ipat15.htm По изданию: Ипатьевская летопись // Полное собрание русских летописей. Том 2. Санкт-Петербург, 1908 г.

Как видим, содержание летописи переводчик чуточку подправил.

На самом деле не в Москву зовёт брата князь, а в Московъ. Первоисточник ясно сообщает - тогда существовал именно Москов. Вот сюда в уже существующий город и собрались князья.

Холмы, холмы.

«Сильный обед» и «приди ко мне» сообщают о том, что Москов уже в то время мог обеспечить княжеское застолье и хозяин здесь князь Гюргий.

Академик М.Н. Тихомиров в 1947 году писал: «Летопись говорит о Москве 1147 года как об известном пункте. Поэтому есть все основания предполагать, что история Москвы начинается гораздо раньше». (М.Н. Тихомиров, Древняя Москва XII - XV вв. http://www.russiancity.ru/books/b70.htm#c1a)

Итак. У князей перед глазами стоит Москов куда они все и прибыли. Стоит город готовенький, и строить его с первого колышка не требуется.

А где находился этот таинственный уже существующий Москов? По всему выходит, гуляли князья уж точно не на Боровицком холме. Ведь там только в 1156 году начнут строить будущую Москву (Тверская летопись, XVI век).

В исторических работах и учебных рефератах часто говорится о географически удобном положении Москвы. Только что авторы имеют в виду? А имеют они в виду несудоходную реку Неглинную, и Боровицкий холм. А ещё представляют Москву-реку. Но в те времена выше Кремля по течению наша нынешняя красавица-река была практически не судоходна из-за порогов и отмелей. Коровино-Фуниково, Коровий брод такие топонимы вдоль Москвы-реки о многом говорят.

Не странно ли это для «географически удобного места». Но, начав с Боровицкого холма, далее авторы сбиваются на перекресток водных и сухопутных дорог к устью судоходной в прошлом реки Яузы, что в полутора верстах от будущего Кремля. Т.е. речь уже идет о Красном холме, возле которого и впадает Яуза в Москву-реку. Здесь действительно удобнее заложить город, чем на Боровицком холме.

Красный холм выше Боровицкого на целых 6 метров. В старину Красный холм практически со всех сторон был окружен водой. Кроме Яузы и Москвы-реки его омывала ещё одна река - Сара с притоками. Позднее Сару спрятали в коллектор. Русло Сары шло от нынешней Рогожской заставы до Новоспасского моста. Сара крупнее Неглинки.

Яуза даже сегодня многоводнее Неглинки, а в прошлые века существовал водный путь по Яузе через волок в Мытищах в водную систему вплоть до Волги.

Даже сегодня дорог на Таганской площади сходится более чем у Кремля.

Если учесть, что, в устье Яузы в XII веке - корабельная пристань и транспортный узел, куда сходится множество дорог, то выбор между холмами с военной и хозяйственной точки зрения очевиден – Красный холм. Очевидным он был и для наших предков.

Топоним Красный холм в будущем заменят на обыденную Таганку. Но ещё до Таганки это место назовут Болвановкой, из-за обилия идолов, храмов и капищ, посвященных древним славянским богам. Само слово Яуза (в прошлом – Ауза, Явуза) подозрительно напоминает слово Явь из древнего славянского мировоззрения. А сходится здесь три реки. Т.е. это Триречье - особо почитаемое славянами место. Возможно тогда и название остальных рек (Москвы-реки и Сары) было связано кроме Яви ещё с Правью и Навью.

Вот в какие времена уже был сделан выбор в пользу Красного холма.

А как быть с общеизвестным фактом, что Москву начали строить на Боровицком холме? А где же ещё это можно было сделать, ведь выгодное во всех отношениях место Красный холм к тому времени уже застроен и там стоит языческий Мόсков будущая Болвановка. Вот и пришлось воспользоваться соседним холмом Боровицким. Но летописи о том молчат. Видят христианские летописцы языческий город, но нам о том не сообщают.

Теперь посмотрим на старинные миниатюры Лицевого летописного свода.

Миниатюра «Встреча» (слева). Князья гуляют на острове под охраной яузских крепостей. А прежде чем встретиться князья - союзники проходят через эти крепости. Остатки крепостей раскопали археологи и это уже не миф.
Миниатюра «Строительство Кремля». На Боровицком холме полным ходом идет строительство Москвы – как Третьего Рима, повторяющего Константинополь в плане.
Место встречи князей скорее напоминает ромб или квадрат, омываемый водой со всех сторон. Для Кремля характерна треугольная архитектурная планировка и на миниатюре виден «треугольный» пейзаж в месте впадения реки Неглинной в реку Москву.
Знаток градостроительства Третьего Рима М.П. Кудрявцев отмечал: «В сакральной градостроительной модели Третьего Рима треугольная форма Кремля – символизировала Святую Троицу и Ее Царствие, по слову пророчества о Москве: «На сем месте созиждется град превелик, и распространится царствие треугольное». Это было и символическим подобием Константинополя, построенного «на три угла» – во образ Святой Троицы».
Т.е. строится город с самого начала христианский, а не будущая Болвановка с языческими идолами. Ведь с этим наследием Красного холма и борется новая идеология, строя новый город на другом холме, называя красные улицы Болвановскими и даже  строит храм Николы прогонителя бесов, на Болвановьи, т.е. тех самых идолов.
Болгарский царь Симеон I также в 893 году перенёс свою столицу из древней, но языческой Плиски хана Аспаруха в новый христианский город Великий Преслав.
Да и князь Гюргий (Юрий Долгорукий) не раз повторял такой приём, ставя рядом с одним городом другой. И теперь понятно зачем. На Руси шла серьезная борьба религий за каноническую власть на Руси. Понятное дело, что одним Киевским крещением дело тогда завершиться не могло.
Академик М.Н. Тихомиров сообщает нам интересные сведения из биографии князя Юрия как строителя городов. (М.Н. Тихомиров, Древняя Москва XII - XV вв. http://www.russiancity.ru/books/b70.htm#c1a)
В 1152 г. Юрий Долгорукий «...град Переяславль от Клещина перенес и созда больши стараго, и церковь в нем постави камену святаго Спаса». Новый город стали называть также Переславлем. Не забыли в новом христианском городе поставить каменную церковь, а в Клещине сильны языческие верования, одно почитание Синь-камня чего стоит. http://yar46.livejournal.com/32451.html
В 1154 г. строится Дмитров. В Дмитрове сохранилось предание о построении города на новом месте и существовании до него более раннего поселения».
Как видим, Юрий Долгорукий любил строить  города-дублеры, а при строительстве нового Переславля даже его прежнее название сохранил. Не так ли повторилось и с Москвой?
Однако вопрос. Если встреча князей и строительство Кремля это одно место, тогда зачем художники-летописцы рисовали две миниатюры в Лицевом летописном своде? Да просто потому, что это места разные. А то, что к такому делу в свое время относились серьёзно, говорит тот факт, что создание данного летописного свода курировал лично Иван Грозный.
После занятия христианской идеологией доминирующего положения в обществе и после расширения Москвы -Боровицкой с конца XVI века Таганка тихо вошла в черту Земляного города, наполненная многочисленными храмами, но теперь уже христианскими.
Разросшиеся в XV-XVI веках вокруг Кремля посады относительно центра стали прозываться За-неглименьем, За-москворечьем, За-рядьем, а к середине ХVI века появилось и "За-яузье". И никакого Москова, в котором когда-то встречались князья.
И Москов, и Клещин, и древняя Плиска как языческие для христиан исчезли с арены истории. Но Плиске повезло больше. Её в 1925  году обнаружили археологи и вернули древнее имя.
Объяснение между строк летописей.
Включим здравый смысл, в котором отказывают нашим предкам.
Красный Таганский холм де-факто языческое начало Москвы, и начало древнее, а Боровицкий холм –  её христианское продолжение.
По мере обретения значимости Москвой-Боровицкой, Москов-Краснохолмский утрачивает свое былое религиозное значение, продолжая оставаться средоточием хозяйственной жизни. Два городка со временем становятся единым городом.
Выводы.
От устья Яузы начался наш Москов, сведения о котором сохранил английский язык, наши летописи и первое название государства – Московия. Отсюда произошли  производные слова: московиты, сорт слюды московит. И если поискать,  найдутся ещё.
Летописи фиксируют наше внимание на Боровицком холме, чтобы укрыть историческим туманом древний город на холме Красном.
Неужели мы так боимся своей языческой истории? А может дело в другом?
Историк Б.А. Рыбаков всем желающим обрести истину советовал: «Изучайте историю по первоисточникам». Как видим первоисточники это не только летописи, но и летописные миниатюры, и топонимы. А я добавил бы сюда и генетику. Тут море удивительной информации.
«Наш отец основатель города Юрий Долгорукий, можно сказать, даже не славянин его отец Владимир II Мономах был наполовину греком, а матерью дочь последнего англосаксонского короля Гарольда II, Гита Уэссекская». (А. Глебов, Размышления историка.http://apg65.ucoz.ru/blog/skolko_let_moskve_na_samom_dele_moi_grustnye_razmyshlenija/2011-04-28-3)
Каково? Под боком родная языческая история, а мы упорно цепляемся за греческое и английское.
Примечание.
В московском Кремле имеются всемирно-известные сокровища: Царь-Колокол и Царь-Пушка, есть и ещё одно сокровище мирового значения Царь-Книга это Лицевой летописный свод.
Справка из Исторического музея в Москве. http://www.museum.ru/N26905
«Лицевой летописный свод это История в картинках. Летописный свод XVI века рассказывает о всемирной истории с библейских времен до времени Ивана Грозного. Над томами летописи работала более 30-ти лет целая мастерская: около 15 писцов и 10 художников. Старинный Документ содержит 10 тыс. страниц и 17 тыс. иллюстраций. Рисунки-миниатюры не только иллюстрируют текст, но и дополняют. Некоторые события не написаны, а только нарисованы. Лицевой летописный свод является не только памятником русской рукописной книги, это литературный, исторический, художественный памятник мирового значения».

Назад в Список записей по теме
Tags: История Руси, Лицевой летописный свод, Москва, Москов, Русь, альтернативная история, болвановка, боровицкий холм, история москвы, красный холм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments