yar46 (yar46) wrote,
yar46
yar46

Categories:

Реки Москвы как история Руси. Исторический этюд.

При рассмотрении истоков Москвы, обнаруживаем древнейшее священное Триречье, до сих пор омывающее Красный холм (Таганку). Холм этот значительно превышает холм Боровицкий (Кремлевский) и по высоте и по занимаемой площади, следовательно, и в древние времена он был более значимым, чем холм Боровицкий.
Современные названия рек Триречья – Москва-река, река Сара и река Яуза. Многие народы давали названия здешним рекам.
Яуза в Перловке
Источник http://perlovskaya.ru/staraya-perlovka-chistaya-yauza/
Так выглядела река Яуза в районе села Перловка в позапрошлом веке.
Сегодня московские реки довольно скромны, но совсем недавно они были весьма полноводны. См. рисунки наводнений в Москве. http://kosh-ko.livejournal.com/403946.html
Названия рек.
Гидроним Москва-река как мы выяснили ранее это память о богине Мокошь, от того и река и столица России получили свои начальные имена. А вот река Сара уже память о культуре очень древнего народа. Сара на прасанскрите означает - Поток.
На русской земле подобные Потоки не редкость. Вот малая толика в пример. Сара Су, означающая Водный поток стала рекой Царицей. Затем на её берегах встал город Царицын, позднее названный Сталинградом. Ещё один пример. От того же гидронима Сара Су очевидно пошел современный топоним Зарайск.
Рек с названием Сара на Руси множество. Под Ростовом Великим мимо древнего Дебровского городища протекает тоже Сара. Название Сара дало название обоим столичным городам Золотой орды, которые для удобства русские историки в прошлом веке стали называть по имени их основателей Сарай-Бату (окрестности Астрахани) и Сарай-Берке (левый берег Ахтубы). Всего по данным государственного водного реестра рек с названием Сара – 14, а с производными их известно 74. Реки Сара небольшие, но в историю вошли широко: от моря Белого до Каспийского, от Поволжья через Сибирь до Сахалина. Какая ширь для одного языка, а может и одного народа!
Если с названиями первых двух рек московского Триречья мы почти разобрались, то с Яузой дело оказалось сложнее. «Я» как звук и буква в русском языке и азбуке появилась не ранее XII  века. А в это время как мы знаем, тут уже хозяйничал ростовский князь Гюргий Долгорукий и конфликтовал со славянами-вятичами. Но река то уже существовала, и по ней ходили купцы и князья, и … И что же означает слово Яуза?
Московская земля. Многие народы сюда приходили и уходили, данные ими названия наслаивались друг на друга. Но одно оставалось неизменным – использование рек, а от использования и имена.
Москва-река и Яуза водные пути далекого прошлого.
Если Москва-река носит имя древней богини Мокошь, отчего она и единственна в своем роде, то Яуза как и Сара имеет распространенное по Руси название. Приток Ламы, приток Гжати, приток Сестры у всех названия одинаковы - Яуза. А всего этот гидроним повторяется 5 раз.
Главная составляющая речного имени Яузы УЗА в объяснении не нуждается. Узы Гименея, узы дружбы и т.д. Т.е. смысл = СВЯЗЬ. Вот и в церковном словаре Дьяченко находим:
ОУЗА или УЗО = Цепь. Или ещё ЮЗА пеленная т.е. пелёнки.
Шли века, а смысл названия реки не менялся и сегодня он означает, что и встарь = связь, связывание, пеленание. Территорию связывали торговые пути, пеленали Русь-младенца её родители – наши предки, взращивая великую страну.
Со временем единственное число слова УЗА исчезло, и сохранилось только множественное - УЗЫ. Младенец Русь из пеленок вырос, и страна обзавелась многими связями.
Но есть и ещё одно старинное слово ОУЗИНА – узкое место. Если сравнить с Москвой-рекой, то Яуза конечно более узкая, и это очевидно.
Реальная и символическая связь.
Многие тысячелетия московская Яуза обеспечивала транспортную сеть востока Европы. Москва-река, волок из Яузы на Клязьму восточнее современного города Мытищи, Клязьма, Ока, Волга.
Наша Яуза и иные реки с именем Уза в древности были частью оживленных водных путей.
Карты торговых путей можно найти в работе Тюняева «Русский торговый путь». Работа опубликована на www.via-midgard.info.
Исток Клязьмы
Источник фото. У истока Клязьмы.

В глухих местах Подмосковья скрыты близкие друг к другу истоки Яузы и Клязьмы. Потоки расходятся из одного болота, а торговые и политические пути когда-то здесь соединялись.
Тут князь Святослав вел армию в Булгар к своему тестю на зимовку, чтобы весной обрушиться на Хазарию. Путь по Яузе помнит князя Ярослава Мудрого, Гюргия (Юрия Долгорукого) и его сына Андрея Боголюбского и много ещё кого. Как видим Яуза – часть нашей истории.
Вернемся к названию Яуза. «Соединяющая» часть УЗА в именах рек встречается часто, известны Узы и с добавлениями:
Ваз_уза правый приток Волги. ВАЗН (др. рус.) значит УДАЧА, ОТВАЖНОСТЬ;
Из Эстонии течёт река Пи_уза, что это значит? Вспомним начальный смысл не нашего, но весьма значимого слова ПИОНЕР. Пионер - Человек, который одним из первых пришел и поселился в новой неисследованной стране, местности. Пионер - Человек, который положил начало чему-нибудь новому в области науки, культуры. Выходит, что Эстония имеет общие исторические и культурные корни с Русью через название реки, а теперь обнаружились связи и через генетику.
Известны реки Уза в Саратовской и Пензенской области, на Псковской земле, в Гомельской области. Вместе с производными таких гидронимов насчитывается в разных странах около 80!
Что соединяли водные узы в разных землях? Интересная тема.
Скромные ныне реки-Узы, возможно, расскажут нам о дохристианских святилищах и древних торговых маршрутах.
Скупы публикации о гидрониме Яуза и близких по звучанию слов.
Варианты из церковного словаря Г. Дьяченко мы уже рассмотрели выше: оуза - всё связующее; узина – крепкое, узкое, безопасное место.
Этимологический словарь Фасмера сообщает:
«Яуза это вероятно, сложение с приставкой jа- от *voz- (см. узел, вязать), т. е. «связывающая река».
Широко раскинулась в прошлые века Великая Русь. Говоры русского языка слышались на просторах от Варяжского моря до моря Черного (Черная Русь), на средней Волге и берегах моря Белого (Белая Русь). Наследникам народа носителя прасанскрита было что связывать.
До прихода из Болгарии церковно-славянского языка (читай церковно-болгарского) славянский восток Европы имел единый язык. А как пришел чужой слог, так и начались усобицы княжьи. Теперь княжить могли лишь те, кто овладел церковно-болгарской грамотой. Той грамотой стали писать церковную историю Руси, забывая родной язык предков и их древнюю историю. От того и утрачен смысл многих географических названий.
Как Уза стала Яузой.
Поскольку сегодня название реки начинается с не славянской буквы «Я», то и начнем со времени её появления в русском языке.
Замена русской буквы «Укъ» в слове Уза на церковно-болгарскую «Оукъ» дала почти современное звучание Оуза. Но, не смотря на фонетическое изменение, смысл остался прежним - Связующая река.
Со временем название слегка поменялось, поскольку оканье в районе Москвы заменилось аканьем. Такой переход произошел во времена Московского князя Иван I Даниловича (см. его духовные грамоты). Появилась - Ауза. А далее церковно-славянская азбука, сменив «О» на «А» заменила уже «А» на «Я». И вот Уза стала неведомой Яузой.
Откуда такое участие церковной азбуки в судьбе реки протекавшей, как нам говорят на задворках Руси? Но в том-то и дело, что здесь были далеко не задворки, здесь действовал серьезный дохристианский центр – Москов на Красном холме. Когда Церковь стала объединять территорию в единую страну, она использовала уже существовавший древний центр единения местных народов.
Греческие священники и князья-христиане вслед за славянскими волхвами продолжили объединять страну, но при этом им пришлось бороться с идеологией предшественницей. Название одной из церквей на Красном холме прямо говорит об этом. Церковь Никиты прогонителя бесов. Кого и зачем гонять, если тут глухая периферия. Нет, никакая ни периферия, и пристальное внимание к этому месту у Церкви было изначально. Здесь шла борьба с идеологическим конкурентом. Здесь на территории Красного холма стоит столько церквей, сколько в иных местах и не насчитать. Церкви стоят в конце всех древних тропинок, ведших к дохристианским святилищам некогда стоявших на этом холме.
Устье Яузы являлось серьезным перекрестком задолго до прихода христианства. На московских холмах стояли кромлехи филидов, славянские и финские капища. Верования о Прави и Нави связывались Явью. Это могло послужить основой для связки воедино московского Триречья: Москва-река, Яуза, Сара.  Позднее старинные верования и их атрибутику заменили множеством церквей, монастырей и особенностями церковного языка из Болгарии.
История яузского имени достойна отдельного рассказа. Частично я уже предлагал свое видение вопроса в цикле статей про основание Москвы в VI веке Москва имя связующее, рассматривал и про перекрытие Юрием Долгоруким старинных путей хлебных поставок с юга на Волгу в ходе очередной усобицы, и случилось это опять в Москве.
Внимание Церкви к древним городам.
Немного отвлечемся.
Обратившись к разным летописям, мы находим небольшие, но интересные сообщения о том, что Юрий Долгорукий занимался строительством христианских городов-дублеров, которые ставил рядом с древними «языческими» городами: Переславль-Залесский, Дмитров, Москва. А не потому ли был отравлен, что попытался и в Киеве повторить подобное, но встретил противодействие со стороны противников принятия христианства.
Ведь не случайно совпадение «крестильной географии» в Москве и в Киеве.
«Московский историк Г.Я. Мокеев составил две удивительные карты древних Киева и Москвы. Положив их рядом, можно подумать, что это один и тот же город». Источник: http://www.old-church.net/store/zov-knyazya-yuriya-ocherk-pervyi.
Книги старинные
Фотография http://sch34.minsk.edu.by/sm.aspx?guid=14823

В недавнем прошлом в Москве, как и в Киеве, были:
«Холм с городищем, где стояла первая в Киеве церковь Илии пророка... А вот на холме Киевец-град в Москве с храмом Илии.
Вот Турова божница в Киеве... А вот московское село Турыгино. Участок Москвы-реки в этом месте, как и у Туровой божницы на Днепре, называется Иорданью.
Вот московский ручей Черторый... Именно так именовался один из киевских протоков, в которых крестили киевлян.
Характерно: в Москву были перенесены названия тех мест, где равноапостольный князь Владимир крестил киевлян. Топонимические совпадения с Киевом строго локализованы в районе нынешнего Храма Христа Спасителя...
Так рождается поразительная версия: ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ ПОВТОРИЛ В МОСКВЕ ДЕЯНИЕ СВОЕГО ПРЕДКА»!
А может всё было наоборот? За свою жизнь Юрий Долгорукий много раз совершал нападения на Киев и 3 раза им овладевал, но в общей сложности не сидел на Киевском столе и 3-х лет. Тем не менее, многое в Москве и в Киеве совпадает.
Далее мы увидим, что совпадает и название московской Яузы с киевской Узиной.
А может, это в Киеве повторены христианские названия аналогичные московским?
Как знать.
В христианских городах-дублерах крестили местное население. В то время у Церкви ещё не было большого влияния на всю Русь, и таким способом христианство завоевывало себе место в стране, борясь с местной идеологией.
Проводя крещение вятичей в Москве (дублёре языческого Москова) Долгорукий вступил в конфликт и убил вятича по прозвищу Кучка. Долгорукий пытается повторить тоже и в Киеве, но сам стал жертвой религиозного противостояния. Как знать.
Одно очевидно. Совпадение крестильной топонимики на просторах Руси не случайно.
Принято считать, что Русь крестил князь (каган) Владимир, но вот что примечательно.
Русская Православная церковь не имеет документа о возведении Владимира-крестителя в святые за такое деяние. На вопрос, - Когда и где впервые установлено празднование памяти святого Владимира как крестителя Руси? - церковь отвечает, - Говоря по совести, и сейчас на этот вопрос мы должны ответить незнанием. От личного убеждения к церковному каноническому акту - этот шаг не был сделан; какие-то нам неизвестные причины были тому помехой. Источник: Журнал московской Патриархии, 1999, № 7. http://krotov.info/library/21_f/fed/otov_35.html#s2.
Скажите канцелярская ошибка далекой истории. Бывает. Но лишь в 12 веке в русский язык проникает из Болгарии буква «Я». Не многовато ли случайных совпадений приходящихся на 12-й век? И вот сама собой возникает другая поразительная версия о крестителе уже Гюргии Долгоруком, о котором летописи стараются помалкивать, раскручивая версию киевского крещения.
Буква «Я».
Итак, в русский язык эта буква просочилась только в 12 веке. См. Церковно-славянский словарь Григория Дьяченко (Издание Московского Патриархата, 1993 г., страница 849). Не странно ли, что церковно-болгарская грамота придя по официальной версии на Русь в IX веке (что ныне и празднуется), проявляет свои буквы только в веке XII.
Проникнув в русский язык «Я» широко распространилась.
В словаре Г. Дьяченко всплывает интересное словечко– ЯЗВИНА, что означает - нора, пещера. Христианские пустынники жилые пещеры очень уважали. Известны легенды о таких пещерах в Подмосковье, а не только в Киеве. Имели пещерки для уединения Савва Сторожевский в подмосковном Звенигороде, Александр Свирский на реке Свирь и т.п.
Переправа через тогдашнюю Яузу могла происходить по гатям или плотинам мельниц, ибо устье Яузы и её правый берег были низинными и болотистыми.
Гать
Историки утверждают, что термин, обозначавший в старину гатевую переправу - ЯЗЬ с ловушками для рыбы, и стал со временем гидронимом ЯУЗА. На мой взгляд, более вероятно, что одна из переправ в устье Яузы находилась невдалеке от некой пещеры (язвины), располагавшейся на склоне высокого левого берега. Тем более, что в легендах об основании Москвы от XII века (опять 12-й век) известно пророчество Василия Гречанина о предстоящей постройке Крутицкого монастыря, ставшего в XIII веке резиденцией епископов (Крутицкое подворье на горах Подонских). Согласно церковной легенде на месте будущего монастыря в XII веке проживал некий Подон муж «исполнен духа святого». Для москвичей это место и по сей день зовется по-старинному Красным холмом. О горах Подонских не каждый и старожил вспомнит. Краснохолмскую возвышенность прорезали овраги. Поэтому нет ничего удивительного, что в глухом месте жил христианин, который построил по религиозной традиции в одном из оврагов жилую пещерку землянку. Автор этих строк и сам вместе с мальчишками 50-х годов копал пещеры на склонах оврагов и карьеров. Развлечение у нас было такое. Но к делу.
Муж Подон «исполнен духа святого» вполне мог проживать в Краснохолмской пещере, а местные жители прозвали это жилище по-старинному ЯЗВИНА. Что и послужило названием реке, ставшей впоследствии Яузой.
Нельзя обойти внимание и примеры из классической истории, в которой эта ЯЗВИНА всплывает.
Ипатьевская летопись под 1146 г. описала событие, разыгравшееся вокруг Киева. Снова 12-й век!
Киевляне, изменив присяге данной князю Игорю Ольговичу, позвали к себе на княжение Изяслава Мстиславича. А далее в летописи следует описание, где какие полки встали для обороны Киева от Игоря.
«Вячеслав и Изяслав (Мстиславич) стали перед Золотыми воротами у Язины, а Изяслав Давидович стал между Золотыми воротами и Жидовскими, против Бориславлева двора…».
«Язина», находившаяся где-то неподалеку от Золотых ворот, упоминается в летописи только один раз и что же оно такое? Да, скорее всего та же, потерявшая букву ЯЗвИНА т.е. пещера (См выше).
Стало быть, тогда в Киеве часть княжьих ратей защищали старинное место, названное Язвиной т.е. Пещерой. На склоне, какой реки была вырыта благоустроенная пещера можно  прочитать в работе Реки Киева. Тут и «крестильная география» помянута, какая до недавнего времени совпадала и с московской.
Христианская Москва началась от 12-го века с крещения вятичей и принятия буквы «Я», а языческий Москов явно старше, он виден в седой старине.

Сколько близких звучаний, а главное смысловых значений складывается вокруг нашей Яузы, которые повторены на Днепре. И везде в основе СВЯЗЬ, а ещё христианские пещеры.
Московская Яуза свидетель и участник многих событий. Только обратитесь к ней, и река лучше любого историка расскажет о прошлом.

«Из Византии, с помощью болгарского посредства пришла духовная культура, европейская религия христианства, связавшая тесными узами Русь с Западной Европой» - источник: Дмитрий Лихачев, «О русской интеллигенции», 1993 г.
Вот так, спеленатые иноземными узами мы утратили смысловое значение многих географических названий, начинавшихся от языковых истоков Руси.
Обращаю внимание читателя, что всё это не более чем мои этюдные наброски с натуры. Я не изобретаю историю, я рассматриваю исторические факты.

Доп. источники:
1. Фото гати entomor, http://img-fotki.yandex.ru/get/3512/entomor.9/0_74034_dc5888df_XL.jpg
код для вставки здесь http://fotki.yandex.ru/users/entomor/view/475188/?page=0
2. Фото рассказ о нашей красавице Яузе на основе информации С.К.Романюка «По землям московских сел и слобод», http://www.biancoloto.com/yauza.html
3. Источник – Владимир Муравьев, История Москвы в пословицах и поговорках, М. Алгоритм, 2007 г., с. 21-26.

В список по теме

Tags: История Руси, история москвы, яуза
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments